?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Так вербовал ли патриарх Алексий военнопленных в РОА? (Разбор атеистических фантазий)
enjinrer
 Опубликованное в конце 2002 года интервью покойного патриарха Алексия II в газете "Известия", в котором он, в частности, рассказывал о своем (вместе с отцом) посещении во время Войны заключенных прибалтийских концлагерей, вызвало неадекватную реакцию у воинствующих атеистов и антиклерикалов.  Полет церквофобной фантазии приписал патриарху ни много, ни мало как вербовку военнопленных в армию Власова и "вааще" сотрудничество с гестапо.
Аргументы при этом выдвигаются следующие:
- "существовал приказ Гейдриха, запрещающий привлекать извне священников для "окормления" военнопленных. А аккуратность и исполнительность отличительные черты немецкой нации". И стало быть, "Ридигеры не просто так "окормляли" советских военнопленных".
- "с Алексием был на "ты" духовник Власова Киселёв, возглавлявший духовное управление власовского "Комитета освобождения народов России". Ридигеры служили в его храме."

Поскольку сия мулька до сих пор кочует с форума на форум, считаю необходимым эту ситуацию разобрать. Оставляя за скобками вопрос, правомерно ли вообще выдвигать обвинения в вербовке 14-летнему (а именно в таком возрасте тогда был патриарх) подростку, попробуем внимательно присмотреться к приведенным  "доказательствам".

Итак, соответствующая цитата из пресловутого приказа Гейдриха от 16.08.1941:
«Религиозную опеку военнопленных не следует особо поощрять или поддерживать. Там, где среди военнопленных имеются духовные лица, они могут, если это соответствует желаниям самих советских, заниматься религиозной деятельностью. Привлечение священников с территории генерал-губернаторства или самого Рейха к религиозному окормлению советско-русских военнопленных исключено.»
Внимательно смотрим на то, кому было запрещено окормление военнопленных: священникам с территории генерал-губернаторства или самого Рейха. Стало быть, на местных прибалтийских священников (одним из которых и был отец патриарха) этот запрет не распространялся, поскольку территория Эстонии относилась к рейхскоммисариату "Остланд", который не входил ни в состав генерал-губернаторства (фактически, территория оккупированной Польши), ни в сам Рейх.См. карту 3-го Рейха. Зеленой пунктирной линией на ней обозначена граница этого самого рейха как раз на 1943 год.

Что касается о. Александра Киселева, то духовником Власова он быть не мог по той простой причине, что Власов не был воцерковленным человеком. О. Александр Киселев на самом деле покинул Эстонию сразу после присоединения оной к СССР в 1940-м году. И, соответственно, каких-то указаний о вербовке в эстонских лагерях отдавать Ридигерам не мог. Оппоненты, правда, указывают на то, что в вышеупомянутом интервью патриарх говорит, что этот священник уехал из Эстонии в конце войны. Но это, очевидно, либо газетная "очепятка", либо патриарх просто оговорился. Поскольку это явно противоречит и воспоминаниям, и "послужному списку" самого священника.

Ну, и последнее. На территории Эстонии в концлагерях содержались не только военнопленные, но и гражданское население. И сам патриарх Алексий, кстати, нигде не говорил, что они с отцом ездили навещать именно плененных солдат. Наоборот, те люди из лагеря, о которых он говорит в интервью - это мирные жители. И упомянутый в интервью лагерь в Палдиски был явно не специализирован для военнопленных, но "смешанным". Причем доля "перемещенных лиц" была в нем весьма велика. Вот некоторые сообщения об этом лагере:

Во время войны в Эстонии были лагеря для перемещенных лиц. Дело в том, что когда немцы отступали, они все население тащили за собой, чтобы потом в Германии использовать как «ост-арбайтеров» (восточных работников), - их распределяли потом по разным или заводам, или крестьянским хозяйствам. Вот таких лагеря под Таллином было три, в них содержалось эвакуированное гражданское население Ленинградской, а затем и Орловской области.
...
В июле месяце 1943 г. в три лагеря: Балтийский Порт, Клоога и Пылькюла в 40-50 км от г.Ревеля — привезли эвакуированное гражданское население Ленинградской области

http://rusbatya.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=205
Балтийский Порт - это и есть Палдиски.

Осенью 1942 Анна узнала, что ее сестра Катерина находится в концлагере Палдиски (Балтийский Порт), где они сильно голодают и уже похоронили свекровь и младшую дочку.
http://inkpulp.narod.ru/vosp.htm

В 1943 году, когда страна салютовала освобождению Орла, Брянска немцы собрали всех жителей деревни и под конвоем повели на станцию, а там в вагоны! Три дня везли. Когда открыли состав, все увидели море. Финский залив, концлагерь «Палдиски».
http://www.pobeda.aspu.ru/id/548.html

В общем, согласитесь, явно не самое лучшее место для "вербовки".

Подведём итог:  приведенные антиклерикалами доводы при ближайшем рассмотрении показали свою несостоятельность. 


  • 1
Спасибо, Ирина. Но этот материал скорее подходит в тему про митрополита Сергия: http://enjinrer.livejournal.com/3005.html
Копирую туда Вашу ссылку, там же и отвечу.

  • 1