enJINRer (enjinrer) wrote,
enJINRer
enjinrer

Город спасения (ч. 3)

Часть 1
Часть 2

Теперь я, как и обещал, попытаюсь кратко рассказать о часовнях Созополя. Болгары называют их параклисами. По крайней мере, на ближайшей к нашему отелю часовенке было написано "Параклис св. Параскевы":




Все остальные часовни мне попадались уже в старом городе, и большинство из них имели такую же трогательную в своей простоте форму. На следующем фото - параклис Св. Неделя - так в Болгарии именуется раннехристианская мученица св. Кириакия Никомидийская.





Часовня равноапостольных Константина и Елены:



Как я писал раньше, церкви и, особенно, параклисы возникают по пути прогулки по старому городу как-то неожиданно. Видимо, дело в их небольших размерах и "вписанности" в стиль окружающих строений. Так что блуждая по лабиринту маленьких созопольских улочек время от времени получаешь подобные подарки-сюрпризы. Как мне сказали, строили часовенки, как правило на месте утраченных древних церквей, не переживших турецкого ига.



Обратите внимание на листок рядом с дверью. Таким образом у болгар принято поминать своих усопших:



Такие листки встречаются повсюду и в большом количестве.

Часовня св. Иоанна Рыльского. Находится недалеко от того места, где я снимал шторм.





Хотя надпись над входом и гласит, что это храм, но судя по интерьеру, который можно разглядеть через стеклянные двери, это, похоже, всё-таки параклис.

И, наконец, самая большая часовня посвящена свт. Николаю Мирликийскому:



Смотрительница этого параклиса разрешила мне поснимать внутри в отсутствие других посетителей:



Внутри, слева от входа находится памятная табличка с информацией о создании:



Здесь обращает на себя внимание изображение дракона, которое обсуждали ранее.

А теперь - две иконы, которые в часовне висели. Предварительно нужно сказать, что у болгарской истории имеется немало "параллелей" с отечественной. Например, болгарский аналог Рюрика - хан Аспарух. И вот, на следующей иконе изображен св. Тервел, первый христианин во главе государства, которого можно сопоставить с нашим Аскольдом:



А на второй изображен св. равноапостольный князь Борис Креститель (аналогия, я думаю, очевидна):



Также примечательно, что с его сыном - князем (а позже царем) Симеоном, с которым болгары связывают свой Золотой Век. Вполне уместны параллели с нашими Ярославом и Владимиром Мономахом.

В разговоре со смотрительницей услышал о местной традиции празднования дня свт. Николая в декабре (Никулдень) - горожане с иконой святителя объезжают на кораблях и лодках старый город, благо он представляет собой вытянутый полуостров.

Надо, конечно, сказать и о элементах суеверий, имеющих место в среде болгарских верующих. Например, та же смотрительница с воодушевлением мне рассказывала, что святость мч. Зосимы подтверждается неким местным экстрасенсом (сомнительное наследие Ванги оказалось, видать, достаточно живучее). Но в целом, духовная обстановка в Созополе мне понравилась  (особенно на контрасте с большой Варной, в которой мной были обнаружены всего лишь две церкви).



Благодарю всех, кто дочитал и это сообщение до конца :) Если будет кураж, то отпишу и про свои "светские" впечатления о городе.

Tags: Церковь, веси-реки-города, история, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments